О. С. Бобринская, практикующий юрист со стажем 20 лет.
Юрист МОО «Мост Милосердия» Ольга Бобринская дает краткие ответы на вопросы больных и их близких и комментирует сложные ситуации, с которыми столкнулись пациенты
ПАЦИЕНТ И ОТСТАИВАНИЕ ЕГО ПРАВ
Права пациентов реализуются самими пациентами.
Создание правового государства в наших руках.
Мой путь, как юриста со стороны пациентов, их представителя на сложном пути лекарственного обеспечения дорогостоящими препаратами, начался с одного из обращений больной с диагнозом «множественная миелома» в нашу организацию.
Обращение поступило в далеком 2013 году.
Пациентка вела активный образ жизни, работала, занималась спортом. На момент, когда был назначен жизненно важный препарат для лечения множественной миеломы, со стороны регионального Министерства пришел отказ в его предоставлении. Более того, на тот период времени он еще не был включен в ЖНВЛП.
Подключившись к проблеме обеспечения пациентки необходимым препаратом, в кратчайшие сроки мы решили этот вопрос через обращение в суд. Судом было вынесено Решение о немедленном предоставлении этого лекарственного средства по жизненным показаниям.
После получения лекарственного препарата и начала терапии, пациентка «ушла» в ремиссию, благодаря которой она продолжила свой активный образ жизни. И даже при очередной беседе похвасталась о достигнутых результатах по бегу в парке у дома.
Итак, что необходимо предпринять пациенту в случае, если ему отказано в назначенном по жизненным показаниям препарате:
В настоящее время многое изменилось: некоторые препараты включены в ЖНВЛП, количество производителей увеличилось, снизилась стоимость лекарственных средств, но даже при этих благоприятных условиях некоторые пациенты сталкиваются с проблемой получения назначенных им препаратов.
В моей практике встречаются больные и их родственники, которые идут на необдуманный поступок и покупают препараты с рук, у «хорошего продавца», часто по рекомендациям других пациентов.
Тем не менее, мне бы хотелось обратить внимание на правильный алгоритм действий, который должен привести к бесперебойному обеспечению необходимыми лекарственными препаратами.
Лекарственное обеспечение является одним из ключевых направлений в действующей системе здравоохранения. Для государства обеспечение пациента инновационными препаратами — дорогостоящая процедура, трудности с обеспечением лекарственными средствами вызваны низким уровнем финансирования органов здравоохранения. Тем не менее важно знать: во всех законодательных актах нашей страны достигнут высокий уровень законодательно закрепленного финансирования, и проблема недостаточного субсидирования того или иного региона не должна касаться Вас как пациента.
В любом случае необходимо начинать с обращения к лечащему врачу. Именно лечащий врач устанавливает жизненную необходимость в препарате.
Для лечения множественной миеломы и других онкогематологических заболеваний используют дорогостоящие лекарственные препараты, которые большинство пациентов и их близких оплатить самостоятельно не в состоянии. Для государства это также дорогостоящее «удовольствие», так как трудности с обеспечением лекарственными препаратами вызваны низким уровнем финансирования органов здравоохранения. Важно знать: во всех законодательных актах нашей страны достигнут высокий уровень законодательно закрепленного финансирования, и проблема недостаточного субсидирования того или иного региона не должна касаться Вас как пациента. Для получения, положенного по закону качественного медицинского обслуживания в рамках предусмотренных государством гарантий, необходим ежедневный контроль Вашей ситуации. Главную роль в предоставлении современной терапии, в том числе обеспечении необходимыми лекарственными препаратами, играет региональное Министерство здравоохранения, которое должно организовывать работу и сотрудничество всех задействованных в этом вопросе структур. Но, к сожалению, в большинстве случаев мы сталкиваемся с недопониманием проблем пациентов именно со стороны региональных органов здравоохранения.
Так что же делать, если у Вас на руках заключение врачебной комиссии, в которой указано, что Вам необходим тот или иной препарат, а также рецепт на данный препарат?
Первым делом с выписанным рецептом пациенту необходимо обратиться в государственную аптеку для получения препарата. В случае отсутствия необходимого лекарственного средства в одной аптеке, необходимо обратиться за препаратом в другую государственную социальную аптеку в том же регионе, где был выписан рецепт.
Если препарата нет и в другой аптеке, фармацевт ОБЯЗАН зарегистрировать рецепт в журнале неудовлетворённого спроса в статусе «отсроченное обслуживание», оформить и отправить поставщику запрос на получение этого средства. Если необходимый пациенту препарат выписан лечащим врачом, доставить его в аптеку должны в течение 10 рабочих дней, а, если он назначен решением врачебной комиссии — в течение 15 рабочих дней!
В том случае, если пациент столкнулся с «непробиваемым» фармацевтом, который отказывается регистрировать рецепт, или, если Вам понятно, что препарата в регионе нет, ждать и тем более обивать пороги аптек не стоит, необходимо подготовить жалобу с изложением сути проблемы, которая нарушает права пациента и обратиться в Департамент или Министерство здравоохранения своего региона, в региональное отделение Росздравнадзора, а также в прокуратуру.
Если Вы получили ответ из вышеперечисленных структур, за которым не последует Ваше обеспечение лекарственным препаратом, Вам необходимо написать исковое заявление в суд. Полученное положительное решение суда необходимо тут же передать в службу судебных приставов для его исполнения в принудительном порядке, а также копию решения суда направить под роспись в региональное министерство здравоохранения.
Просим Вас не забывать, что все направляемые Вами жалобы и обращения в любую инстанцию оформляются в двух экземплярах (один – для адресата, второй – Ваш) и подаются в письменном виде под роспись на Вашем экземпляре лица, которое данное обращение приняло. В случае, если Ваше обращение по разным причинам не хотят регистрировать, его необходимо отправить по почте, обязательно с описью и уведомлением.
Обзор законодательства в сфере обеспечения лекарственными средствами
Нормативно-правовая база системы защиты прав пациентов весьма обширна и с течением времени только расширяется.
Основой законодательства Российской Федерации во всех вопросах граждан страны является Конституция Российской Федерации.
Статьи 45 и 46 Конституции гарантируют государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Также данные нормы нам дают право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Следующими по иерархии, но немаловажными по значению являются такие нормативно-правовые акты, как:
— Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2004 г. № 690 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи»;
— Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.05.2024 N 108-ФЗ);
— Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2002 № 103);
— Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2023 г. № 2353 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»;
— Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. № 3781-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2024 год» (в ред. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2023 № 3781-р);
— Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1;
— Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.
Ниже приведены примеры обращений в регуляторные и судебные органы Российской Федерации.
Приложение № 1
В Прокуратуру /Росздравнадзор______________________
____________________________________
(указать регион)
Адрес местонахождения:
____________________________________
____________________________________
От: _________________________________
____________________________________
____________________________________
(ФИО, дата рождения)
Адрес регистрации: ___________________
____________________________________
____________________________________
Жалоба
на отказ в предоставлении лекарственного препарата
Я, __________________________________, ___________________________ года рождения, являюсь
(ФИО) (дата рождения)
инвалидом ______ группы по заболеванию ________________________________________________. Врачебной комиссией мне назначен лекарственный препарат ___________________________________________ по жизненным показаниям.
Однако Министерством здравоохранения __________________________________________
_____________________________________ в предоставлении лекарственного
(указать регион)
препарата _______________________________________________________________ было отказано
(наименование)
на основании ______________________________________________________.
(указать причину)
На основании части 5 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323- ФЗ пациенту по жизненным показаниям предоставляется лекарственный препарат.
Статья 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» злокачественные новообразования отнесены к социально значимым заболеваниям.
Лекарственный препарат ____________________________________________ назначен мне
(наименование)
по жизненным показаниям и согласно действующему законодательству должен быть предоставлен мне по жизненным показаниям. Неполучение препарата в короткий срок повлечет прогрессирование заболевания и наступление неблагоприятных последствий для жизни (летальный исход).
На основании вышеизложенного прошу:
Принять меры к обеспечению меня Министерством здравоохранения ____________________________________________ препаратом ______________________________
(указать регион)
_______________________________ на весь курс рекомендованного лечения, (наименование)
за счет средств регионального бюджета.
Приложение:
1. ______________________
2. ______________________
3. ______________________
Дата ______________ Подпись ____________________
Приложение № 2
В __________________ суд
Истец: ФИО пациента и адрес регистрации
Ответчик: региональный орган здравоохранения
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
об обязании обеспечить лекарственным препаратом за счет средств бюджета
Истцу, _________________________________, был поставлен диагноз –___________________. Истец является инвалидом ____ группы. ____________________________было принято решение о том, что истцу необходим лекарственный препарат ___________________________ в связи с тем, что у пациента/истца выявлено резистентность к терапии первой линии лечения и прогрессия заболевания после терапии второй линии.
Описать ситуацию, почему необходим препарат и в связи с чем истец не обеспечивается данным препаратом.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета страховых взносов и других поступлений.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация оказания населению субъекта Российской Федерации медицинской помощи, а также организация обеспечения лекарственными препаратами.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2017 № 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на ______________ год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1074 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» определено, что больные с онкологическими заболеваниями обеспечиваются всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
В соответствии с ч. 2 указанной выше статьи порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из п. 1 ч. 4 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ следует, что при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи должны быть учтены порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи.
Поскольку Конституцией РФ, положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по надлежащему обеспечению необходимых условий для осуществления прав граждан Российской Федерации на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальные гарантии на льготное лекарственное обеспечение в случае болезни и инвалидности, ответчик, __________ здравоохранения гор. _______________, обязан организовать бесплатное лекарственное обеспечение истца, имеющего онкогематологическое заболевание – ___________________, согласно заключениям _______________________, главного________________ и ВК № ______ от _____________ г.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 131,132 ГПК РФ,
ПРОШУ:
1. Обязать ________ здравоохранения города _____________ обеспечить истца, ФИО, лекарственным препаратом _____________________________ в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями, за счет средств бюджета города __________________.
2. На основании ч. 1 ст. 212 ГПК РФ решение суда обратить к немедленному исполнению, в связи с тем, что замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу здоровья истца.
Истец
Юрист МОО «Мост Милосердия» Ольга Бобринская дает краткие ответы на вопросы больных и их близких и комментирует сложные ситуации, с которыми столкнулись пациенты:
Да, может.
Данная возможность закреплена, в Федеральном законе от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
С целью замены лечащего врача необходимо обратиться с соответствующим заявлением в адрес главного врача медучреждения.
Да, такой порядок существует, и он закреплен Приказом Министерства здравоохранения РФ от 19 февраля 2021 г. N 116н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях».
Если вкратце, то:
- Первым шагом к бесперебойному обеспечению необходимым по жизненным показаниям препаратом необходимо незамедлительно направить обращение от имени пациента в адрес регионального министерства/департамента здравоохранения, также Росздравнадзор и Прокуратуру (см. Приложение № 1). Суть обращения описывается своими словами (когда был поставлен диагноз, какой врачебной комиссией назначен препарат, с какого момента не получаете). К обращениям необходимо приложить документы-подтверждение о назначении препарата, заключение ВК. Обращения необходимо сдать под роспись в вышеперечисленные госорганы, либо отправить заказным письмом с описью вложения.
- Если полученный ответ является неудовлетворительным (чиновники просят подождать или утверждают, что на препарат нет денег в регионе), необходимо подготовить исковое заявление в суд. В данном случае МОО «Мост Милосердия» готов оказать содействие в его подготовке, чтобы не возникло оснований для оставления искового заявления без движения, либо его возврате.
Хотелось бы отметить, что согласно гражданско-процессуальному законодательству срок рассмотрения такого рода исковых заявлений происходит в «ускоренном» режиме. Решение, согласно нашей судебной практике, подвергается немедленному исполнению.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закупка необходимого лекарственного препарата может и должна быть быстрой с целью скорейшего обеспечения пациента необходимым препаратом.
Что касается возмещения затрат по приобретению необходимого препарата, то здесь речь идет только о «законном» его приобретении, когда в результате покупки выдают кассовый и товарный чек! Имейте ввиду, что алгоритм приобретения лекарства в этом случае должен быть аналогичным рассмотренному выше, прибавляется требование о его возмещении.
Например: пациенту назначен врачебной комиссией лекарственный препарат, выписан рецепт. При обращении в государственную аптеку пациентом получен ответ, что препарата нет. В этом случае аптека должна внести рецепт пациента в «отложенные». Пациент не должен ждать появления препарата, а может приобрести его за свои деньги. При покупке лекарства пациент получает документы, подтверждающие его стоимость (кассовый и товарный чеки). После приобретения лекарственного средства пациент может обращаться с заявлением в региональный минздрав/департамент с требованием о возмещении стоимости приобретенного препарата.
Начнем с того, что льготные препараты по выписанному рецепту пациентам может выдать только «социальная» государственная аптека.
В случае отсутствия необходимого препарата в одной аптеке, можно обратиться за препаратом в другую государственную социальную аптеку, в том же регионе, где был выписан рецепт.
Если препарата нет и в другой аптеке, фармацевт ОБЯЗАН зарегистрировать рецепт в журнале неудовлетворённого спроса в статусе «отсроченное обслуживание», оформить и отправить поставщику запрос на получение этого средства. Если необходимый пациенту препарат выписан лечащим врачом, доставить его в аптеку должны в течение 10 рабочих дней, а если он назначен решением врачебной комиссии — в течение 15 рабочих дней!
Если пациент столкнулся с «непробиваемым» фармацевтом, который отказывается регистрировать рецепт, ждать и тем более обивать пороги аптек не стоит, необходимо подготовить жалобу с изложением сути проблемы, которая нарушает права пациента и обратиться в Департамент или Министерство здравоохранения своего региона и в Росздравнадзор. Параллельно советуем подать обращение в прокуратуру (Приложение № 1).
Не так давно вступили в дискуссию о том, что пациент, столкнувшийся с заболеванием лицом к лицу, не получивший при этом необходимый препарат «находит» по «сарафанному радио» «проверенного» поставщика того самого препарата. Да и цена ниже и нареканий к его «товару» ни от одного пациента не было, но при этом и документов, подтверждающих приобретение этого препарата этот «проверенный» поставщик не предоставляет.
Я, как юрист, как гражданин, категорически против таких «проверенных» поставщиков. Многие пациенты не согласились с моей точкой зрения, говоря о том, что, когда ты болеешь, нет здравого смысла и хватаешься за любую возможность, чтобы выжить. Однако, нет гарантии, что приобретенный «с рук» препарат поможет выжить, не ухудшит состояние.
Согласно статье 27 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
Я призываю заботиться о своем здоровье и не приобретать препарат «с рук», а идти многократно проверенным путем, а мы с готовностью поможем Вам в этом.
Телемедицинская консультация — это дистанционное взаимодействие пациента с врачом при помощи технологичных средств коммуникации (смартфон, планшет, компьютер и другие устройства, интернет).
Такие консультации проводят для:
- сбора анамнеза;
- оценки эффективности выбранного лечения;
- общего наблюдения за состоянием пациента.
Важно помнить, что онлайн-консультация — лишь дополнение к обычному приёму. Врач не сможет поставить диагноз или назначить лечение — это запрещено законодательством РФ.
Требования к телемедицинским консультациям регулируются:
— Законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;
— Приказом Минздрава от 30.11.2017 № 965н;
— Постановлением Правительства РФ от 18.07.2023 № 1164
Необходимость провести такого рода консультацию при лечении пациента устанавливает ЛЕЧАЩИЙ врач.
В рамках онлайн-консультирования можно:
⁃ корректировать план лечения;
⁃ Направить пациента на обследование;
⁃ Оформить справку.
6 прав пациента:
- Информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства.
(Ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).
Без него нельзя выполнить никакое медицинское вмешательство, даже осмотр. Согласие должно быть подписано в кабинете у врача, после разъяснения всех нюансов и последствий медицинского вмешательства. А не в регистратуре, как обычно бывает.
В ИДС (Информационное добровольное согласие) обязательно должен быть указан вид вмешательства, на все сразу согласиться нельзя.
Пациент имеет право отказаться от любых медицинских услуг.
- Аудиозапись/видеосъёмка врача во время приёма.
⠀
Можно вести аудио- и видеозапись врача открыто, но публиковать только с разрешения.
- Врачебная тайна.
(Ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).
Медицинский работник не имеет права сообщать о факте обращения, диагнозе, результатах анализов третьим лицам, в т.ч. родственникам пациента.
Когда в пятиместной палате врач во время обхода обсуждает диагноз и анализы каждого пациента в присутствии других – это является нарушением закона.
- Смена врача или медицинской организации.
(Ст. 21 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ)
Не чаще 1 раза в год, не считая случаев переезда, можно выбирать любую поликлинику и лечащего врача, в т.ч. стоматологию и женскую консультацию.
- Ознакомление с медицинской документацией
(приказ Минздрава РФ от 29.06.2016 г. №425н).
Осуществляется по письменному заявлению на имя руководителя медицинской организации.
- Право на второе мнение и консилиум.
(Ст. 48 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).
Если сомневаетесь в схеме лечения, которую назначил врач, попросите его собрать консилиум. Это обязанность врача, он не имеет права отказать.
До сегодняшнего дня в российском законодательстве не существует такого понятия, как «врачебная ошибка». Есть такое понятие, как «добросовестное заблуждение».
Однако в нашей стране закреплено такое понятие, как халатность.
Невнимательное отношение к больному, грубость, хамство, некачественный беглый осмотр – это все относится к халатности и как результат, может быть поставлен неточный или вообще неверный диагноз.
Для того, чтобы доказать халатность/врачебную ошибку, необходимо независимое исследование Вашего случая, как непосредственно врачом, так и медицинской экспертизой.
В случае, если будет доказано халатное отношение, приведшее к той самой врачебной ошибке, то со стороны пациента, с приложением всех доказывающих документов, в письменном виде подается досудебная претензия с требованием о компенсации, как материального, так и морального вреда.
Российским законодательством по факту предусмотрено три вида наказания медицинских работников за допущенные ими ошибки:
Самый легкий вид наказания – это дисциплинарный. Сюда относятся замечание, выговор с занесением или без занесения в личное дело или увольнение с указанием соответствующей статьи.
Гражданско-правовое наказание – это возмещение материального и морального вреда здоровью, что включает в себя возмещение затрат пострадавшего на некачественное лечение, проведенную операцию. Компенсация назначается и в том случае, когда вред был причинен применением медицинского препарата.
Уголовная ответственная назначается в случае, если действия врача привели к гибели пациента или нанесли тяжкий вред его здоровью. В этом случае наказание выносится в каждом случае разное, поскольку учитываются все аспекты дела. Тяжесть причиненного вреда, наличие злого умысла, допущенная в работе небрежность и т.д.
История пациента началась, как у всех. Региональный Минздрав не обеспечил больного необходимым лекарственным средством. С нашей помощью суд первой инстанции обязал региональный Минздрав обеспечить пациента этим жизненно важным препаратом. А вот суд апелляционной инстанции (по жалобе Минздрава) решение отменил, сославшись на неправильно оформленные медицинские документы. Однако, Верховный суд Российской Федерации вынес решение, которым не только отменил решение апелляционной инстанции по конкретному пациенту, но и фактически разрешил все будущие споры межу пациентами и региональными органами здравоохранения.
Данная льгота регулируется Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2021 г. № 2579 «Об утверждении Правил предоставления инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также представления в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений для предоставления указанной компенсации, изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
На компенсацию ОСАГО вправе претендовать следующие категории граждан:
-инвалиды;
-родители детей с инвалидностью;
-опекуны и представители лиц с инвалидностью.
Компенсацию за ОСАГО выплачивают инвалидам 1, 2 и 3 группы, если машина предписана им по показаниям медиков.
В полис, кроме лица с ограничениями здоровья, может быть вписано еще два водителя, но не больше. Льготу предоставляют только на одну страховку, даже если в семье несколько машин.
В практике нашей организации имеется такого рода дело, когда пациенту региональный орган здравоохранения отказал в обеспечении лекарственным препаратом на основании именно ранее отказа от бесплатного обеспечения лекарственными средствами в пользу доплат к пенсии.
Пациенту не обязательно «возвращать» льготу. Согласно Постановлению Правительства 890 онкологические больные вправе получить любые лекарства бесплатно. Однако, в связи с тем, что региональный орган здравоохранения все равно будет стоять на своем и, скорее всего, не обеспечит больного нужным лекарственным препаратом, необходимо воспользоваться алгоритмом действий, который был описан выше. Советуем обратиться в прокуратуру. Если и это не принесет никакого результата, то необходим обращение в судебные органы.